ТГТУ Кафедра
новости  : :  о специальности  : :  история  : :  преподаватели  : :  студентам  : :  учебники  : :  фото  : :  ссылки

Историческая справка

История кафедры тесно связана с историей вуза. Зарождение кафедры происходило в послевоенный период в Московском торфяном институте. В эти годы торфяной промышленности уделялось огромное внимание, так как она являлась одной из базовых отраслей для развития всей экономики. Понимая важность транспорта для торфяного комплекса, в 1946 году было принято решение об организации подготовки в Московском торфяном институте инженеров-транспортников и открытия соответствующей выпускающей кафедры.

Становление специальности и кафедры происходило под руководством Трубецкого Михаила Александровича и профессора Высоцкого Константина Петровича.

Высоцкий Константин Петрович Костин Иван Иванович
Высоцкий Константин Петрович Костин Иван Иванович

До 1960 года кафедра носила наименование «Транспорт торфа», а выпускникам присваивалась квалификация «Инженер промышленного транспорта». Основные места работы выпускников того периода – торфяные предприятия европейской части страны. Последний выпуск в Москве был осуществлен в 1962 году.

В 1958 году институт переехал в Калинин и стал носить название Калининский торфяной институт. Неоценимый вклад в дело становления и развития кафедры в Калинине внес известный транспортник страны, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Иван Иванович Костин, который являлся ее заведующим с 1958 по 1980 год. Учебники И.И. Костина по промышленному транспорту переведены на польский, китайский и венгерский языки.

После переезда института в Калинин достаточно активно начала работать аспирантура и система подготовки диссертаций в форме соискательства. Было получено право защиты кандидатских диссертаций в специализированном совете института.

Первые диссертационные работы в основном защищались по торфяной тематике. В то время установились плодотворные творческие контакты с проектными и научно-исследовательскими институтами, такими, как: Промтрансниипроект, ВНИИТП, Гипромез и другими.

Под руководством профессора И.И. Костина и доцента А.С. Королева начало развиваться направление, связанное с изысканиями, проектированием и строительством линейных транспортных сооружений на торфяных основаниях. Ежегодно стали выполняться хоздоговорные работы по заказам предприятий, институтов, министерств. На кафедре появились штатные сотрудники научно-исследовательского сектора.

С момента переезда института и до 1973 года кафедра осуществляла подготовку инженеров по специальности «Эксплуатация железных дорог» и сама называлась аналогично. Выпускникам этих лет присваивалась квалификация «Инженер путей сообщения».

В конце этого периода под руководством профессора И.И. Костина и доцента Ю.А. Негомедзянова развиваются научные исследования, связанные с работой транспорта в черной металлургии. Устанавливаются прочные творческие связи с транспортным управлением Минчермета СССР и рядом металлургических заводов и комбинатов.

С 1968 года возобновилась подготовка инженеров промышленного транспорта, которая продолжалась до 1988 года, когда был осуществлен последний, тридцать восьмой выпуск специалистов этого профиля.

В 1970 году в институте была открыта специальность «Автомобильные дороги». Начать подготовку инженеров-дорожников было поручено кафедре «Промышленный транспорт». В дальнейшем подготовкой специалистов данного профиля в вузе начала заниматься, созданная в 1975 году специальная выпускающая кафедра «Автомобильные дороги, основания и фундаменты».

С 1975 года начинается выполнение научно-исследовательских работ, связанных с работой транспорта целлюлозно-бумажной промышленности. В этот период при кафедре создается отраслевая научно-исследовательская лаборатория промышленного транспорта, финансируемая Министерством лесной и бумажной промышленности СССР. Научное руководство лабораторией осуществлял И.И. Костин, заведующим лабораторий до 1981 года являлся Ю.А. Негомедзянов, а затем к.т.н. Л.П. Куренков.

Состав кафедры в 1979 году
Состав кафедры в 1979 году

Слева на право сидят: Ю.А. Негомедзянов, В.К. Сигунова, И.И. Костин, Д.Н. Жилин;
стоят: В.Я. Ильин, Н.А. Карпов, В.В. Овчаров, Б.А. Фёдоров, А.С. Королёв, В.А. Долодонов, И.И. Павлов.

Под научным руководством Ю.Ф.Клюшина в 1987 году при кафедре открывается вторая отраслевая наусно-исследовательская лаборатория «Организация и управление работой автомобильного транспорта в системе Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР». В начальный период лабораторией заведовал к.т.н. Л.П.Куренков, а затем с.н.с. В.С.Рекошев. Работы, в основном выполнялись на примере Тверской области. В 1991 году в связи с прекращение финансирования лаборатория была закрыта.

В 1984 году прием на специальность «Промышленный транспорт» был прекращен и кафедра приложила значительные усилия по открытию в вузе специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». Первый набор на эту специальность был осуществлен в 1986 году. В 1988 году кафедра была переименована в кафедру «Автомобильный транспорт». Установились плодотворные связи с Московским автомобильно-дорожным институтом (техническим университетом).

В настоящее время в связи с изменением номенклатуры специальностей кафедра осуществляет подготовку инженеров по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)».

Кафедра имеет прочные творческие и производственные связи со многими транспортными организациями города Твери и области. В 1995 году учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по автотранспортному и дорожному образованию утвердило в составе специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» новую специализацию «Предпринимательство на автомобильном транспорте». Таким образом, с 1996 года кафедра «Автомобильный транспорт» ТГТУ стала головной в стране по данной специализации.

Состав кафедры в 1996 году
Состав кафедры в 1996 году

Слева на право сидят: Ю.Ф. Клюшин, Т.Н. Макарова, В.К. Сигунова, И.И. Павлов;
стоят: В.В. Фролов, В.М. Курганов, Е.И. Сураков, В.С. Рекошев, Н.И. Демидчик, В.Я. Ильин.

В 1997 году в связи с 75-летием Тверского государственного технического университета заведующему кафедрой Ю.Ф.Клюшину было присвоено звание «Заслуженный профессор» ТГТУ.

За большой личный вклад в развитие автомобильного транспорта общего пользования и за многолетний добросовестный труд нагрудным значком «Почетный автотранспортник» награждены доценты кафедры Иван Иванович Павлов (1997 год), Евгений Иванович Сураков (1999 год) и Вячеслав Яковлевич Ильин (2000 год). В 2000 году за заслуги в развитии Тверской области нагрудным знаком награжден д.т.н., профессор Юрий Федорович Клюшин.

С 2000 года подготовка специалистов по специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» начала проводиться и на факультете дополнительного профессионального образования.

[ к началу раздела ]
[ На главную ] [ Добавить в избранное ] [ Послать письмо ] [ Гостевая книга ]
: : структура рубрики
исторические этапы  
преподаватели  
выпускники кафедры  
историческая справка  

: : анонс

Яndex

www.yandex.ru

: : реклама
[ Электронные платежи ]


[ Самая полная информация из мира бильярда ]

: : счётчики посещений

Яндекс цитирования
новости  : :   о специальности  : :  история   : :  преподаватели  : :   студентам  : :  учебники   : :  фото  : :   ссылки