Историческая справка
История кафедры тесно связана с историей вуза. Зарождение кафедры происходило в послевоенный период в Московском
торфяном институте. В эти годы торфяной промышленности уделялось огромное внимание, так как она являлась одной
из базовых отраслей для развития всей экономики. Понимая важность транспорта для торфяного комплекса, в 1946 году
было принято решение об организации подготовки в Московском торфяном институте инженеров-транспортников и открытия
соответствующей выпускающей кафедры.
Становление специальности и кафедры происходило под руководством Трубецкого Михаила Александровича и профессора
Высоцкого Константина Петровича.
 |
 |
Высоцкий Константин Петрович |
Костин Иван Иванович |
До 1960 года кафедра носила наименование «Транспорт торфа», а выпускникам присваивалась квалификация «Инженер
промышленного транспорта». Основные места работы выпускников того периода – торфяные предприятия европейской части страны.
Последний выпуск в Москве был осуществлен в 1962 году.
В 1958 году институт переехал в Калинин и стал носить название Калининский торфяной институт. Неоценимый вклад в
дело становления и развития кафедры в Калинине внес известный транспортник страны, заслуженный деятель науки и
техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Иван Иванович Костин, который являлся ее заведующим с 1958 по
1980 год. Учебники И.И. Костина по промышленному транспорту переведены на польский, китайский и венгерский языки.
После переезда института в Калинин достаточно активно начала работать аспирантура и система подготовки диссертаций
в форме соискательства. Было получено право защиты кандидатских диссертаций в специализированном совете института.
Первые диссертационные работы в основном защищались по торфяной тематике. В то время установились плодотворные
творческие контакты с проектными и научно-исследовательскими институтами, такими, как: Промтрансниипроект,
ВНИИТП, Гипромез и другими.
Под руководством профессора И.И. Костина и доцента А.С. Королева начало развиваться направление, связанное с изысканиями, проектированием и строительством линейных транспортных сооружений на торфяных основаниях. Ежегодно стали выполняться
хоздоговорные работы по заказам предприятий, институтов, министерств. На кафедре появились штатные сотрудники
научно-исследовательского сектора.
С момента переезда института и до 1973 года кафедра осуществляла подготовку инженеров по специальности
«Эксплуатация железных дорог» и сама называлась аналогично. Выпускникам этих лет присваивалась квалификация
«Инженер путей сообщения».
В конце этого периода под руководством профессора И.И. Костина и доцента Ю.А. Негомедзянова развиваются научные
исследования, связанные с работой транспорта в черной металлургии. Устанавливаются прочные творческие связи с
транспортным управлением Минчермета СССР и рядом металлургических заводов и комбинатов.
С 1968 года возобновилась подготовка инженеров промышленного транспорта, которая продолжалась до 1988 года, когда был
осуществлен последний, тридцать восьмой выпуск специалистов этого профиля.
В 1970 году в институте была открыта специальность «Автомобильные дороги». Начать подготовку инженеров-дорожников
было поручено кафедре «Промышленный транспорт». В дальнейшем подготовкой специалистов данного профиля в вузе начала
заниматься, созданная в 1975 году специальная выпускающая кафедра «Автомобильные дороги, основания и фундаменты».
С 1975 года начинается выполнение научно-исследовательских работ, связанных с работой транспорта целлюлозно-бумажной
промышленности. В этот период при кафедре создается отраслевая научно-исследовательская лаборатория промышленного
транспорта, финансируемая Министерством лесной и бумажной промышленности СССР. Научное руководство лабораторией
осуществлял И.И. Костин, заведующим лабораторий до 1981 года являлся Ю.А. Негомедзянов, а затем к.т.н. Л.П. Куренков.
 |
Состав кафедры в 1979 году
Слева на право сидят: Ю.А. Негомедзянов, В.К. Сигунова, И.И. Костин, Д.Н. Жилин;
стоят: В.Я. Ильин, Н.А. Карпов, В.В. Овчаров, Б.А. Фёдоров, А.С. Королёв, В.А. Долодонов, И.И. Павлов.
|
Под научным руководством Ю.Ф.Клюшина в 1987 году при кафедре открывается вторая отраслевая наусно-исследовательская
лаборатория «Организация и управление работой автомобильного транспорта в системе Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР».
В начальный период лабораторией заведовал к.т.н. Л.П.Куренков, а затем с.н.с. В.С.Рекошев. Работы, в основном
выполнялись на примере Тверской области. В 1991 году в связи с прекращение финансирования лаборатория была закрыта.
В 1984 году прием на специальность «Промышленный транспорт» был прекращен и кафедра приложила значительные усилия по
открытию в вузе специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». Первый набор на эту специальность был
осуществлен в 1986 году. В 1988 году кафедра была переименована в кафедру «Автомобильный транспорт». Установились
плодотворные связи с Московским автомобильно-дорожным институтом (техническим университетом).
В настоящее время в связи с изменением номенклатуры специальностей кафедра осуществляет подготовку инженеров по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)».
Кафедра имеет прочные творческие и производственные связи со многими транспортными организациями города Твери и области.
В 1995 году учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по автотранспортному и
дорожному образованию утвердило в составе специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте
(автомобильном)» новую специализацию «Предпринимательство на автомобильном транспорте». Таким образом, с 1996 года
кафедра «Автомобильный транспорт» ТГТУ стала головной в стране по данной специализации.
 |
Состав кафедры в 1996 году
Слева на право сидят: Ю.Ф. Клюшин, Т.Н. Макарова, В.К. Сигунова, И.И. Павлов;
стоят: В.В. Фролов, В.М. Курганов, Е.И. Сураков, В.С. Рекошев, Н.И. Демидчик, В.Я. Ильин.
|
В 1997 году в связи с 75-летием Тверского государственного технического университета заведующему кафедрой Ю.Ф.Клюшину
было присвоено звание «Заслуженный профессор» ТГТУ.
За большой личный вклад в развитие автомобильного транспорта общего пользования и за многолетний добросовестный труд
нагрудным значком «Почетный автотранспортник» награждены доценты кафедры Иван Иванович Павлов (1997 год),
Евгений Иванович Сураков (1999 год) и Вячеслав Яковлевич Ильин (2000 год). В 2000 году за заслуги в развитии
Тверской области нагрудным знаком награжден д.т.н., профессор Юрий Федорович Клюшин.
С 2000 года подготовка специалистов по специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»
начала проводиться и на факультете дополнительного профессионального образования.
|