ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 210200 – АТПП
Для успешного ответа на третий вопрос экзаменационного билета необходимо уметь производить расчеты:
  1. • массы (объема) вещества или эквивалентной массы (эквивалентного объема), пользуясь законом эквивалентов;
  2. • по приготовлению растворов с концентрацией растворенного вещества, выраженной любым способом (см. п. 23);
  3. • концентрации кислоты (щелочи) по данным кислотно-основного титрования;
  4. • количества электронов, которое максимально может быть размещено на энергети-ческом уровне с заданной величиной n или на энергетическом подуровне с заданной величиной l;
  5. • количества теплоты, которая выделяется (поглощается) в результате химической реакции, если известна масса (объем) реагирующего вещества и стандартные энтальпии образования всех веществ-участников реакции;
  6. • температуры, при которой достигается химическое равновесие, а также температуры, выше (ниже) которой возможно самопроизвольное протекание реакции, если известны ее тепловой эффект и изменение энтропии;
  7. • изменения скорости гомогенной газофазной реакции с изменением концентрации (объема) системы или с изменением давления в ней, используя закон действия масс;
  8. • изменения скорости реакции с изменением температуры;
  9. • исходных и равновесных концентраций реагентов и продуктов гомогенной газо-фазной реакции по ее химическому уравнению;
  10. • величины рН растворов сильной кислоты, сильного основания, гидролизующейся соли, буферного раствора;
  11. • величин Кдисс, [H+], pH раствора – для слабой кислоты и Кдисс, [ОH–], pH раствора – для слабого основания;
  12. • температуры кристаллизации (кипения) растворов электролитов и неэлектролитов;
  13. • величины ПР по известной растворимости малорастворимого соединения;
  14. • потенциалов металлического и водородного электродов, если известны соответственно [Men+] и рН раствора;
  15. • ЭДС гальванического элемента;
  16. • массы (эквивалентной или молярной массы) вещества, выделяющегося на электроде, используя законы Фарадея, а также уметь:
  17. • записывать электронную формулу любого элемента s-, p- и d-семейств и оценивать по ней возможные валентные состояния и степени окисления элемента;
  18. • определять тип гибридизации атомных орбиталей и количество (сигма)- и (пи)-связей в молекулах простейших органических соединений (метан, этан, этилен, ацетилен);
  19. • не производя вычислений, устанавливать знак (дельта)So для реакций, сопровождающихся изменением объема реакционной системы или агрегатного состояния реагентов;
  20. • определять направление смещения равновесия обратимой реакции при изменении концентраций реагентов (продуктов), температуры, объема системы, давления;
  21. • записывать уравнения гидролиза солей и указывать характер среды в растворе;
  22. • составлять уравнения ОВР, используя методы электронного баланса и полуреак-ций; определять окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления; рассчитывать эквивалентные массы веществ в ОВР;
  23. • записывать уравнения электродных процессов, протекающих при работе коррозионных гальванопар при заданном значении рН среды;
  24. • записывать уравнения электродных процессов и составлять суммарные уравнения реакций электролиза растворов и расплавов электролитов.